NiN (anno_nin) wrote in natur_israel,
NiN
anno_nin
natur_israel

Categories:

Синайская колючка

Благодаря какому чуду Моисей, выросший во дворце Фараона, не забыл, что он еврей, и встал на защиту своих притесняемых братьев?
Заступившись за еврея, Моисей был вынужден бежать из Египта в Мидян. Там ему впервые открылся Всевышний.
«Однажды Моше-рабейну пас овец своего тестя Итро у горы Хорев в Синае и увидел необыкновенное явление: небольшой ежевичный куст – на иврите «снэ» – горел, не сгорая, – пишет благословенной памяти Рабби Ицхак Зильбер в своей книге «Пламя не спалит тебя!»


Стоп! При чем тут ежевика? Ведь с детства помню о неопалимой купине:
Неопалимая Купина – терновый куст, горевший, не сгорая во время откровения Б-га Моисею в Синае.
Библия рассматривает Неопалимую Купину как чудо. Талмуд и Мидраш неоднократно обращаются к образу Неопалимой Купины, стремясь объяснить его смысл.
- «Купина, купина, не потому, что ты – ниже всех деревьев, вселил в тебя Б-г Свой дух» (Шаббат);
- эта интерпретация перекликается с Второзаконием: «Не потому, что (синодальный перевод «чтобы» - неверен) вы – многочисленнее всех народов, принял вас Г-сподь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов»;
- Мидраш Рабба: «Подобно тому, как купина растет как в саду, так и у воды, так же и Израиль обладает долей как в этом, так и в будущем мире»;
- «Как купина цветет лишь там, где есть влага, так и Израиль цветет лишь благодаря Торе, которую называют влагой»;
- «Подобно тому, как купина используется как изгородь, так и Израиль – это изгородь для всего мира»;
- «Подобно тому, как, запустив руку в купину, не чувствуешь ничего, но, извлеча ее, обнаруживаешь царапины, так и Израиль, когда отправился в Египет, не был известен никому, а когда вышел оттуда, был увенчан знамениями и чудесами».
В науке высказывались различные предположения, какой вид местных растений мог выглядеть объятым пламенем из-за окраски цветов или ягод. Наиболее распространено отождествление с Rubus sanctus (лат.), буквально «святая ежевика». Указывалось и на известное на Синайском полуострове растение, выделяющее эфирное масло, способное воспламеняться на солнце.


Так. Значит, непонятная купина и неопределенно звучащий терновый куст в конце концов тоже оказались ежевикой?
Заглянем в словарь: Снэ - растение, из которого разговаривал б-г с Моисеем на горе Синай, и возложил на него миссию вывести народ Израиля из Египта (Шмот 3.1-10). Удивительно было, что снэ пламенел но не сгорал. Снэ - небольшой и невзрачный куст, растущий в пустыне. Ботаники затрудняются с его точным определением. Многие отождествляли его с ежевикой, акацией(шита) и унаби (шезаф). Некоторые отмечали созвучие слов снэ и Синай, потому что явление было на горе Синай, в синайской пустыне. Сэнэ упоминается также в названии места за горами, где торчит скалистый пик. (Шмуэль алеф, 14.4-5). Другие огласовки, но, не исключено, что происходит от растения снэ. Возможно, скала была покрыта кустиками снэ.

Словарь Эвен-Шошана с оговорками предлагает Rubus sanctus. В монастыре Санта-Катарина тоже растет ежевичный куст. Говорят, что тот самый. :D

Но есть и другие мнения:

2. И дал посланец Господа узреть себя ему в огненном пламени
אש בלבת. (Означает) в огненном пламени (שלהבת). (Это) само сердце огня (לב), подобно "до сердца небес" [Речи 4, 11], "в сердце (т. е. в самой гуще кроны) теребинта" [I Шмуэль 18, 14]. И пусть тебя не удивляет буква "тав" (в конце слова לבת), так как у нас есть подобные примеры - "как несчастно сердце твое לבתך [Йехезкель 16, 30]. (Раши)
из (чащи) терновника
из (чащи) терновника. (Терновника), но не другого дерева, чтобы (дать постичь мысль) "с ним Я в беде" [Псалмы 91, 15]. (Раши)
, и увидел он: и вот, терновник горит огнем, и терновник (огнем) не пожирается
(пламенем) не пожирается (не испепеляется). (Это пассивная форма глагола, эквивалентная) באכל, подобно "на которой еще не работали עבד [Речи 21,3], "откуда он взят לקח [В начале 3,23]. (Раши)
. [Сончино]
ангел Бога Ангел, являясь посланцем Всевышнего, говорит от Его имени, а иногда даже называется именем Того, Кто его послал. Речь и действие могут принадлежать ангелу, но замысел и всепобеждающая воля ассоциируются только со Всевышним.
в языке пламени Рамбам переводит: "Из сердцевины огня".
из куста Имеется в виду терновый куст, который в наши дни известен как дикая акация, распространенная в этом регионе.
не сгорает Горящий и не сгорающий куст является символом Израиля - небольшого и обособленного народа, противостоящего множеству враждебных наций. Благодаря особой связи со Всевышним, Который сказал: "И буду пребывать в их среде", народ Израиля никогда и никому не удавалось истребить, несмотря на то, что попытки сделать это предпринимались в каждом поколении и не прекратились до наших дней. (Сончино)


Почему одно из важнейших, а может быть и самое важное послание во всей Торе, послание: "Я собираюсь освободить евреев из рабства", - было дано Мейше не с пылающей огнем горы, не из океана ослепительного света, а из кустарника "снэ". - Б-г раскрылся Моше в кусте, на котором не растут даже ягоды!

АКАЦИЯ - растение, символизирующее бессмертие.
Пользовалась величайшим почитанием у древних египтян и евреев. Важнейший растительный образ в масонстве: тело убитого и закопанного в землю Адонирама было обнаружено вследствие того, что на его могиле выросла акация; акация же появилась над могилой Осириса. Именно это растение "зажглось, но не горело", когда ангел обратился к Моисею. Гофер - дерево, использовавшееся израильтянами при постройке Скинии и Ковчега Завета, - являлось разновидностью акации. Священный характер акация носила и у арабов в языческий период их истории. Из нее был сделан идол Аль-Уцца, установленный в Мекке и разрушенный затем Мухаммедом. По мнению исследователямасонства А. Пайка, из веток акации состоял "терновый венок", водруженный на голову Иисуса.
Основанием к восприятию акации в качестве символа бессмертия служила ее особенная стойкость и жизнеспособность. В культ акации, по-видимому, трансформировался изначальный символизм мимозы. Согласно коптской легенде, это растение было первым, что использовали при поклонении Христу. Быстрый рост акации сделал ее символом плодовитости.
Акация символизировала также весеннее равноденствие, олицетворяемое мифологемой воскрешения солнечного божества. Кроме того, она подразумевает чистоту и невинность. Такое восприятие вызвано особой чувствительностью растения, которое морщится от прикосновении человека. Акация является эмблемой различных мистерий. Неофиты при посвящении несли перед собой ветви или букеты цветов акации. В ряде средиземноморских стран акация символизировала дружбу и платоническую любовь.


UPD: А вот другой «терновый» куст. "Моисей пас овец... Однажды провёл он стадо далеко в пустыню... И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает".
В православной христианской традиции принято считать этим растением неопалимую купину, ясенец (Dictamnus albus) семейства рутовых (Rutaceae). Растение выделяет пары легковоспламеняющегося эфирного масла, которые вспыхивают от молнии или поднесённого огня, а сам куст при этом не загорается.

Однако Давид Даром пришёл к выводу, что, скорее всего, этим "огненным кустом" была кассия ( Cassia) из семейства цезальпиниевых (Caesalpiniaceae). Куст кассии, очень часто встречающийся в Синайских Горах (что нельзя сказать про ясенец, который более распространён в Крыму и на Кавказе), покрыт таким количеством ярко-жёлтых цветков, что кажется объятым пламенем, особенно в лучах заходящего солнца. Другое название этого растения - сенна ( S enna) - нам тоже хорошо знакомо, вызывая лекарственные ассоциации. Этот красивый, изящный и очень декоративный кустарник охотно выращивают в садах и палисадниках Израиля.

Еще один кандидат в купины: ФАГОНИЯ СИНАЙСКАЯ (Fagonia sinaica)

начало дискуссии
Может, поможете разобраться, что же за растение снэ: ежевика? акация(шита)? унаби (шезаф)? фисташка (эла)?
Tags: еврейская традиция, ищем фотографии, определить, растения
Subscribe

  • версии

    снова растения из бот. сада Иерусалима. Но теперь несколько маленьких вопроса. Два фото. Наних один и тот же вид молочая или два разных? 1. 2.…

  • Ботанический сад в Иерусалиме.

    Поздравляю всех с праздником Песах! Помогите понять. Была на прошлой неделе в Ботаническом саду в Иерусалиме в общем вазоне с несколькими растениями…

  • два городских растения

    Помогите пожалуйста определить растения из Рамат-Авива 1. Около мерказ Шустер 2. Понятно, что из паслёновых, похоже на баклажан, только откуда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments

  • версии

    снова растения из бот. сада Иерусалима. Но теперь несколько маленьких вопроса. Два фото. Наних один и тот же вид молочая или два разных? 1. 2.…

  • Ботанический сад в Иерусалиме.

    Поздравляю всех с праздником Песах! Помогите понять. Была на прошлой неделе в Ботаническом саду в Иерусалиме в общем вазоне с несколькими растениями…

  • два городских растения

    Помогите пожалуйста определить растения из Рамат-Авива 1. Около мерказ Шустер 2. Понятно, что из паслёновых, похоже на баклажан, только откуда…