diemaler (diemaler) wrote in natur_israel,
diemaler
diemaler
natur_israel

Categories:

Гвоздика Dianthus strictus

Dianthus strictus Banks & Sol.

ציפורן נקוד




В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos - цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней посчитал нужным сохранить цветку это название Dianthus, так и остался божественный цветок божественным. А по моему он и в прям таков.
Греки рассказывают будто как то раз богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты и думает, что же я буду на шуке продавать… или еще какие то причины были, может минаель Зевс отругал, может маскорет не подняли опять ну не важно, но он повстречалась с красивым пастушком, весело пиликающим на свирельке. Ну как тут злость не сорвать мол он и разогнал все зверье и а может начальниа разозлил, а может, ну да ладно… и сделать из него омлет хочет или самого на котлеты приспособить. Пастушок конечно оправдывается, божиться, что это ни он и обещает братишкам пожаловаться, или что то такое, точно уже никто не помнит. Ну тут Диана со всей своей элегантностью и альтруизмом милует его и только глазки вырывает у сердечного, что по мнению тех же греков очень даже великосердно.  Отведя душу сердечная угомонилась, и пожалела бедняжку, а глазки выкинула на дорогу, и то, что с ними делать то, а другая бы супчик сварганила. От этого великой добродетели глазки эти превратились как то (наверное мутация) в цветы, которые так жалобно до сих пор смотрят на нас. Не замечали? Ну да ладно, это сказка все, не пугайтесь.
Гвоздика по цвету кровь напоминает (ну не это вид, другой). И что вы думаете, сказка сказкой а и в самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре нового времени гвоздика рассматривалась как "цветок огня", "цветок борьбы" и прочих приятностей такого рода.
Вот что было в некоторых кровавых событиях Франции. Первое упоминание о гвоздики в новейшей истории относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. В то славное времечко туристы крестоносцы вдалбливали правду матку нехристям мечами булавами и прочими педагогическими инструментами. В то время как солдатики с азартом,  обламывая ногти лезли на стены славного города Туниса разразилась страшная чума, а может и дизентерия, анализы точно не показали. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными.  Людовик Святой кроме войн и молитв увлекался также еще и целебными растениями, ну не очень то, но кое-что знал и почему то был  убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал, конечно, некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое царственное  внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах показались ему почему то именно тем растением, которое ему нужно.
Эпидемиолог самоучка, не мудрствуя лукаво, велит, нарвать как можно больше этих цветков (в то время с охраной природы было не очень то), делать из них отвар и поить им подарят по поводу и без оного. Отвар из гвоздики, как ни странно, вылечил многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. Но самому Людовику не помогло и он благополучно отправился к праотцам жаловаться на несправедливости жизни. Вот видите, как вредно заниматься самолечением… Солдатики же его вдохновились редкостным цветком и ну навешивать его кто на шею, кто куда, ну прямо как наши дети фенички. Некоторые приспосабливали даже в чашке с землей. Так Гвоздика из земель дальних добиралась в Европу, не только птицы перелетные расселяют растения, солдатики тоже неплохо с этой ролью справляются.
Принц Конде (Людовика II Бурбонского) очень любил гвоздики, это была его слабость. Как то раз, из-за интриг кардинала Мазарини его засадили за решетку. Там под окном своей камеры он и выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание. Чтобы дать знать принцу о подготовке восстания ему подкидывали в камеру эти цветочки. Принц очень радовался гвоздикам, но намека все не понимал, пока чуть не пол камеры завалили этим ароматным силосом. Тут принц и подумал- что то не так, уж не намек ли это и принял со своей стороны некоторые меры по своему освобождению- кое кого подкупил, кого то зарезал и был таков.С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.
Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными и желательно со всеми членами тела в наличие. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.
Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.
В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.
В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса.
Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости.
Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя.
Именно немцы дали цветку название “гвоздика” - за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.
Ну а про революционное прошлое гвоздики в России я писать не хочу- это неприлично, да и на ночь глядя…
Вот такая она- гвоздика.
Возможно вы все это знаете или часть из этого, а может и подолее моего, но зачем это я пишу? История нашей цивилизации тесно переплетена с историей растений и неотделима от нее. Я в своих рисунках пытаюсь показать эту связь и поэтому пишу портреты растений и часто включаю в них элементы археологии, то есть следов нашей истории. Ну а насколько мне это удается- судить вам, слава всевышнему, что люди вы заинтересованные и неравнодушные.
С уважением М. Беркович
Subscribe

  • версии

    снова растения из бот. сада Иерусалима. Но теперь несколько маленьких вопроса. Два фото. Наних один и тот же вид молочая или два разных? 1. 2.…

  • Ботанический сад в Иерусалиме.

    Поздравляю всех с праздником Песах! Помогите понять. Была на прошлой неделе в Ботаническом саду в Иерусалиме в общем вазоне с несколькими растениями…

  • два городских растения

    Помогите пожалуйста определить растения из Рамат-Авива 1. Около мерказ Шустер 2. Понятно, что из паслёновых, похоже на баклажан, только откуда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments