natur_pur (natur_pur) wrote in natur_israel,
natur_pur
natur_pur
natur_israel

ט"וּ בִּשְׁבָט ТУ-БИШВАT



Р. Зеев Дашевский
Три категории плодов и их соответствие уровням мироздания. Порядок празднования Ту-Бишват. Мишна о началах года. "Песнь трав" рабби Нахмана. Принятые в Ту-Бишват четыре бокала вина, параллельные пасхальным. Объяснение порядка, в котором следует есть плоды. "Уроки" плодовых деревьев.


Ту-Бишват появляется впервые в Мишне. Мы знаем, что Мишна - это самый древний текст, который фиксирует какие-то основные части нашей Устной Традиции. Мишна подразделяется на разделы, а разделы делятся на трактаты. И в трактате, посвященном новому году - Рош-hа-Шана, с самого начала говорится, что у нас есть 4 начала года. Коротко можно сказать так. Есть первое число месяца Тишрей - это новый год для нескольких важных отсчетов: начала счета годов и семилетий и юбилеев (50-летий), а также начало счета лет насаждений.
Кроме этого, есть еще новый год деревьев, о котором есть спор в мишне: школа Шамая говорит, что это первого числа месяца Шват, а школа hилеля говорит, что это - 15-го числа месяца Шват.
Галаха, как в подавляющем большинстве случаев, когда спорят эти две школы, принимается по мнению школы hилеля. Ту-Бишват можно расшифровать так: "тет"- это 9, а "вав" - это 6, и получается - 15, то есть, Ту-Бишват - это 15-ое число месяца Шват, и это новый год деревьев.



Спор между школами Шамая и hилеля по поводу того, которого числа начинается этот год - первого или пятнадцатого, на самом деле, спор очень глубокий (в его тонкостях сейчас мы не будем разбираться). Коротко говоря, идея состоит в том, что Ту-Бишват, который приходится на разгар зимы, в некотором отношении является переломным моментом. К этому дню обычно выпадает уже большая часть дождей, и тем самым в потенции будущие плоды уже получили главную влагу, из которой они будут расти.
Таким образом, Ту-Бишват - это такой день, когда деревья наливаются силой для нового урожая.
Все то, что завязалось раньше, чем сегодня, относится к предыдущему урожаю.

Возникает вопрос, почему у деревьев есть два новых года? Есть общий новый год: для человека, для всего мира; это - Рош-hа-Шана, первого Тишрей. И это новый год также и для саженцев, насаждений (посадок). А с другой стороны, у плодовых деревьев новый год - сегодня, в Ту-Бишват.
Прежде всего, надо бы понять, где кончается саженец и начинается дерево? Это вопрос глубокий и интересный, и не только философский. Мы в Талмуде встречаем некоторые законы, которые отличаются для участка, на котором растут саженцы, и для участка, на котором растут деревья. Рав Раппопорт, например, считает, что разница между саженцем и деревом это, как у человека разница между отрочеством и взрослением.
То есть, переход о статуса саженца к статусу дерева - это переход от состояния только принимающего к состоянию дающего. Зрелость у дерева подобна зрелости человека.
Зрелость человека. состоит в том, что он перестает быть только получателем, то есть, он чего-то хочет, планирует и становиться способным что-то давать другим...

Мы сказали, что Ту-Бишват - это переломный момент посреди зимы, и это не только в природе, но и во всех мирах, и в сфере духа и в сфере человеческих отношений. И это переход от состояния саженца, которого нужно пеленать, подкармливать, поливать, и который является чистым объектом заботы, получения, - переход из этого состояния в состояние того, кто готовится к колоссальной важности "прыжку", он наливается соками для того, чтобы начинать давать плоды, то есть, переход к состоянию взрослого дерева.
Сказано в книге Дварим, в законах о том, как надо себя вести при осаде неприятельского города, что при осаде города запрещено срубать плодовые деревья. И Тора приводит обоснование, почему это запрещено. Говорится: "Человек ли плодовое дерево, чтобы встать и уйти из-под топора?" Поэтому его следует беречь, но это простой смысл.
Каббала же читает эти же слова: "Человек ли плодовое дерево" не как вопрос, даже риторический, а как прямое утверждение, что человек - это плодовое дерево, полевое дерево, и между ними есть важная параллель.
Поэтому, так получается, что в нашем народе празднование Ту-Бишвата все больше перерастает из даты довольно узкого и прикладного значения в очень глубокий праздник связи народа с Землей Израиля.

www.machanaim.org/holidays/tubshvat/d_tubsh.htm

 
Tags: еврейская традиция
Subscribe

  • Посещение фермы, где выращивают растения ТаНаХа

    Недалеко от Мертвого моря и около кибуца Альмог находится удивительная ферма, где выращивают знаменитое растения древности, афарсемон-бальсамон, а…

  • Жемчужины природы и археологии Шфелы

    Сентябрь – время пробуждения природы после летней спячки. Начинается цветение роскошных геофитов, выбрасывающих из земли свои цветочные стрелки. «Ор…

  • Цветущий Хермон

    Дорогие друзья! 25 мая 2019 г., в субботу, мы планируем очередную поездку на гору Хермон. Мы поднимемся на верхний Хермон на фуникулере и обратно к…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments