Алла (Эрендис) (alla_hobbit) wrote in natur_israel,
Алла (Эрендис)
alla_hobbit
natur_israel

Categories:

Храмовая гора

Продолжаю рассказ о нашей экскурсии по Старому городу с m_k в прошлый четверг.



Поскольку не была я на Храмовой горе еще ни разу, то мне очень не хотелось упускать шанс (иди знай, когда еще удастся туда выбраться в рабочий день) и Миша пошел мне навстречу. Поэтому мы вернулись назад к отправной точке нашей экскурсии и через Мусорные ворота вышли к Стене Плача, но не доходя до нее, свернули на деревянный мостик, который ведет к Магрибским (Марокканским) воротам.

Раскопки под стеной:





Стена Плача с мостика:



Сами Магрибские ворота:



А над воротами висит вот такая замечательная объява, которая тронула нас до глубины души:



Прочли мы ее, да и пошли себе дальше через ворота. И оказались на Храмовой горе - Харам аш-Шериф по-арабски (запретная территория):





Колодец:



Справа от ворот виднелся Серебряный купол - мечеть Эль-Акса:





А вот и вход в нее:











По легенде, когда Иерусалим в 637 году был завоеван знаменитым арабским завоевателем Омаром ибн-Хаттабом (581—3 ноября 644), последний, по указанию патриарха Софрония, решил на горе Мориа построить великолепную мечеть.
Мечеть была окончена уже при одном из преемников Омара калифе Абд эль-Малике в 691 году и названа Кубет-Эт-Сахра, что значит "Купол над Скалой". Мечеть представляет чудо арабского зодчества. Она была украшена золотом и мрамором, взятыми из храма Воскресения и других христианских храмов.
Абд эль-Малик построил другую мечеть на той же горе Мориа, на месте, где, как тогда считали, находилось Святая Святых иудейского Храма. Эта мечеть называется: "Эль-Акса", что значит отдаленная (от Мекки) святыня. Последняя сооружена наподобие христианской базилики. Это дало повод преданию утверждать, что мечеть переделана из христианского храма, времен Юстиниана, а, может быть, и самого Константина. Однако, большинство историков и археологов утверждают, что обе мечети построены в VII веке, только на их постройку арабы употребили материал от христианских церквей, которые они для этой цели бесцеремонно разорили.
Строительство Эль-Аксы было завершено в 715 г.
По мусульманскому преданию, пророк Магомет увидел однажды сон: неведомая сила, которую он признавал за архангела Гавриила, подняла его с ложа и вывела из дома. Он увидел волшебного коня эль-Борака (Молния) - видимо, некий аналог Конька-Горбунка, и, сев на него, в одно мгновение очутился в Иерусалиме, около дома молитвы.
Привязав конька к стене - сначала говорилось о Восточной, потом она резко превратилась в Западную (где имеется сквозная дыра, в которую и была, якобы, продета веревка), он заходит в Мечеть над Скалой и с Краеугольного камня возносится к небу и там находит он сонм пророков и среди них Авраама, Моисея и Иисуса Христа. Он молится вместе с ними. Затем ему подносят три чаши: одну с водою (по другому варианту с медом), другую с вином и третью с молоком. Он слышит чей-то голос, говорящий: "Если он возьмет воду, то потонет вместе с общиной своей; если возьмет вино, то будет блуждать с общиной своей, если возьмет молоко, то пойдет правым путем с общиной своей". Магомет выбирает чашу с молоком. После того он проходит через семь небес и достигает лицезрения Самого Бога, от Которого получает для мусульман заповедь пятидесяти ежедневных молитв. Но на обратном пути у ворот каждого неба он встречает одного из великих пророков, который внушает ему, что мусульмане не вынесут такого большого числа молитв и чтобы он просил Бога сократить их. Он так и делает, и при выходе из последнего неба число молитв сводится к тем пяти, которые установлены в Коране. По возвращении к себе Магомет находит, что, тот сосуд с водой, который он в начале видения опрокинул, вставая с ложа, еще не успел весь вытечь на землю.
Краеугольный камень Эль-Сакраг (с которого Магомет и вознесся), будто бы упавший до того с неба - это тот самый, стоя на котором Бог сотворил за семь дней нашу Вселенную.
Под камнем есть пещера, где, как уверяют мусульмане, хранятся: копье Давида, меч и знамя Али, щит Магомета, подлинная рукопись Корана, седло эль-Борака и, наконец, весы, на которых будут взвешиваться в раю души праведных.

Между Эль-Аксой и Мечетью над Скалой находится фонтан аль-Кас (Чаша), в котором омывают ноги перед тем, как войти в мечеть:



Фонтан построил в 1320 г. эмир Дамаска Саиф эд-Дин Танкиз. Он же, в 1329 году построил рядом с этими воротами здание мусульманского религиозного суда – аль-Махкама Сарайя, позже это здание превратилось в медресе э-Танкизия. Герб дома Танкиза – чашу, можно увидеть на многих домах Иерусалима мамелюкского периода.
Пройдя мимо фонтана, мы по 20 каменным ступеням поднялись на большую платформу, которая носит название "мастаба дакка" - центральная платформа. Вся эта громадная площадь вымощена плитами белого мрамора. Посреди нее стоит восьмиугольное здание, выложенное голубыми изразцами и увенчанное характерным восточным куполом с крупным полумесяцем над ним - Мечеть Купол над Скалой, которую ошибочно называют Мечетью Омара, поскольку существует легенда о том, что когда этим местом заинтересовался Омар, он собственноручно начал разгребать мусор, заваливший жертвенный камень и 200 человек свиты бросились помогать ему. Когда громадный камень обнажился, халиф заключил, что это тот самый камень, о котором говорил Магомет и с которого он поднялся на небо. И здесь была заложена мечеть, названная его именем, хотя у арабов она называется "Куббет-эс-Сахра" (Купол над скалой).





Крестоносцы, завоевав Иерусалим в 11-ом веке и провозгласив здесь свое королевство, превратили мечеть в христианский храм; на священный камень был положен мрамор и на нем совершались мессы. Церковь была названа ими просто "Храм Господень" - темплум Домини, и при нем в XII веке создан знаменитый орден рыцарей Храма - тамплиеров или храмовников.
Крестоносцы также превратили в храм мечеть Эль-Акса, а вокруг поселили рыцарей Храма, использовав "конюшни Соломоновы" в соответствии с данным им названием.
Изгнав крестоносцев из Палестины, Саладин в 1194 г. снова водворил в обоих храмах мечети. Сулейман II-ой в XVI веке привел их в тот вид, который мы наблюдаем ныне.

Купол мечети обшит листовым золотом по войлоку; по карнизу его причудливыми арабесками выведены стихи Корана белым по голубому фону:



Четыре главных входа ведут в мечеть.
Южный вход:



Восточный вход с оригинальной мозаикой Абд эль-Малика:



Кафедра и небольшие мечети с южной стороны:







По краям платформы установлены красивые портики с тремя-пятью арками.













Напротив восточного входа в Мечеть над Скалой стоит небольшая часовня на двух рядах колонн - точная восьмигранная копия главной мечети; называется она "Трон Давидов" или "Купол Цепи". При крестоносцах в ней была купель:















С купола этой мечети свисает цепь. По легенде, когда царь Давид вершил суд (а трон его стоял именно на этом месте), то обвиняемый должен был держаться рукой за эту цепь, и если он говорил неправду, то из цепи выпадало одно звено (поэтому теперь она такая короткая :)). И вот однажды пришли на суд два соседа: один утверждал, что другой взял у него в долг большую сумму денег и не отдал. А другой утверждал, что отдал свой долг первому. По традиции царь Давид велел ответчику взяться за цепь, но тот заранее знал об этом и придумал следующий трюк. Он просверлил отверстие в своей палке и вложил в него все деньги, которые был должен. А перед тем, как взяться за цепь, попросил соседа подержать его палку. Царь спросил его: отдал ли ты деньги своему соседу? Он ответил: да - и звено не выпало. Но все же Давид догадался о его трюке и приказал больше никогда не использовать эту цепь.

С восточной стороны платформы открывается вид на Масличную гору и церковь Марии Магдалины:



Внизу находятся ворота Милосердия.
К северу от них у этой же стены малое здание под куполом стоит в память "трона Соломонова":



С северной стороны еще один купол:



По всему пространству платформы расположены колодцы, так что видимо под ней находится огромный водный резервуар, дающий воду и для источника Гихон.

Спускались мы с Храмовой горы через Железные ворота, вдоль стены у которых расположена вот такая колоннада со светильниками:





И завершилась наша экскурсия у Малой Стены Плача - около еще одного кусочка Западной стены Иерусалимского Храма:



Еще раз огромное спасибо нашему замечательному экскурсоводу m_k и надеюсь, это не последний раз, когда мы гуляем с ним. :)
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 57 comments