Алла (Эрендис) (alla_hobbit) wrote in natur_israel,
Алла (Эрендис)
alla_hobbit
natur_israel

Categories:

Стена Смеха



Тот, кто скажет, что не видел никогда такой стены в Иерусалиме, будет неправ - хотя бы издалека ее видели наверняка практически все жители и гости нашей столицы. Вот только не знали, что она так называется. Да и я сама не знала совсем до недавнего времени, пока не прочитала вот этот пост Миши Короля - нашего вчерашнего замечательного экскурсовода.
Итак, Восточная и Южная стены Старого города ничуть не менее святы, поскольку и там сохранились (и как хорошо видно на фотографиях, намного лучше сохранились) камни иродианской кладки стены Второго Храма. И то, что до сих пор эта часть стен не имела никакого названия, действительно большое упущение.
Почему именно Стена Смеха? Ну вот хотя бы поэтому (эти цитаты Миша нам зачитал во время экскурсии):

"Однажды Раббан Гамлиэль, Рабби Элазар бен Азария, Рабби Йе'ошуа и Рабби Акива шли по дороге. И вдруг донесся до них городской шум площадей Рима, находившегося на расстоянии 120 миль. Заплакали они, а Рабби Акива засмеялся. Спросили его: "Почему ты смеешься?" А он спросил их: "Почему вы плачете?" Сказали они ему: "Ведь эти народы поклоняются идолам и приносят воскурения перед истуканами. Живут же они в спокойствии. А мы... Что с нами? Храм, который служил подножием престола Бога нашего, сожжен огнем. Как же нам не плакать?!" Сказал им Рабби Акива: "По той же самой причине я смеюсь. Если так Всевышний поступает с теми, кто идет против Его воли, насколько же должна быть велика награда тех, кто ее исполняет!"

В другой раз поднимались они в Йерушалаим. Когда дошли до горы Цофим, разорвали одежды свои [в знак траура]. Когда дошли до Храмовой горы, увидели лисицу, которая выбежала оттуда, где была Святая Святых. Заплакали они, а Рабби Акива засмеялся. Спросили его: "Почему ты смеешься?" А он спросил их: "Почему вы плачете?" Сказали они ему: "Об этом месте написано (Бемидбар, 1:51): "Посторонний, который приблизится, предан будет смерти". А теперь вот лисицы ходят там. Как же нам не плакать?!" Сказал им Рабби Акива: "По той же самой причине я смеюсь. Написано (Миха, 3:12): "Поэтому из-за вас Цион станет полем распаханным". А у пророка Зхарья (8:4) написано: "Еще будут сидеть старые люди на улицах Йерушалаима". Пока не исполнилось первое пророчество, все время опасался я, что не исполнится и второе. Теперь же, когда исполнилось первое, точно знаю я, что исполнится и второе". Сказали ему: "Акива! Утешил ТЫ нас" (Макот, 24а)."


Первым делом Миша показал нам план Второго Храма и подробно объяснил, как изображенное на нем соотносится с тем, что мы видим сегодня:

Южная и Восточная части стены:



Южная и Западная:



На первой части плана хорошо видна галерея, расположенная в Южной части над трехарочными воротами Хульды (воротами, через которые поднимались на Гору, а спускались с нее через вторые ворота на южной стороне). А теперь присмотритесь к углу стены под мечетью Эль-Акса:





С правой от лесов стороны, в углу проглядывают контуры арки - одной из арок тех самых ворот, хотя сама притолока - более поздняя, что говорит об использовании ворот и в ранний исламский период.

Остальная часть Южной стены и Юго-восточный угол:







Здесь тоже хорошо видны арки:



Крестоносцы, первыми проводившие "исследовательские" раскопки в Иерусалиме (интересовали их, естественно, исключительно мифические сокровища Соломона), назвали место чуть выше этих арок, расположенное внутри стены, "Конюшнями Соломона". Название имеет очень мало общего, как с назначением помещений, которые там располагались, так и с тем, кто их построил.
На самом деле это часть иродианской системы укрепления стен. Поскольку строились они на склоне горы, то угол между стеной и склоном засыпался землей и гравием, а чтобы они не проседали, под ними делались каменные арочные перекрытия с огромными помещениями, использовавшимися для нужд Храма. Помещения были столь велики, что крестоносцы не смогли придумать для них иного применения, кроме конюшен, а потому решили, что так же они использовались и раньше.

А вот на этой фотографии Южной части:



видны два расположенные друг под другом окошка. Это место называется "Махад Иса" ("колыбель Иисуса"). Мусульмане считают, что именно тут и родился пророк Иса - Иисус. А родился он в этом месте потому, что там жил св. Симеон Богоприимец. Ну а раз он там жил, да еще в момент рождения Христа был глубоким старцем, то значит, по логике мусульман, там же он и умер. Но мало того, что умер, так еще и похоронен! Так что помещение это в стене XVI века называется "Могилой Симеона".
Христиане этой легенде не верят и считают, что могила Симеона находится в другом месте, в иерусалимском квартале Сен-Симон.

Ну а мы заворачиваем за Юго-восточный угол стены и нашим взорам открывается Восточная стена с великолепно сохранившейся иродианской кладкой:







И вот именно в этом самом месте наш экскурсовод и рассказывает, почему хотел бы назвать эту часть стены "Стеной Смеха":



А вот и еще одна причина, по которой она вполне может так называться. Так называемый "курси Мухаммад" ("трон Магомета"), а на самом деле обломок римской колонны, перпендикулярно вставленный в стену, чтобы удобнее было поднимать наверх грузы. По легенде, после Конца света именно на этом "троне" будет восседать пророк и взвешивать на весах добрые и злые дела людей:





История этого обломка на самом деле смешная и отчасти она связана с причиной, по которой так замечательно сохранившаяся стена не стала местом паломничества, подобно ее Западной сестре.
Мусульмане никогда не сомневались в истинности пророчества о Конце света и о том, что случится это после прихода Машиаха. Да и поди посомневайся - вон напротив какое огромное еврейское кладбище:



Это сколько ж оживших душ получается...
Но есть одна загвоздка. Поведет эти души на Храмовую Гору Машиах, но поскольку он будет из рода Давида, т.е. не будет коэном, то впереди, трубя в шофар, будет выступать Илья-пророк, который именно что коэн и есть. В таком случае надо сделать так, чтобы все подходы к Храмовой горе стали ритуально нечистыми для коэна, а сделать это проще всего, устроив на них мусульманское кладбище (коэнам нельзя ходить на любое кладбище, так что по этой причине и не может Восточная стена использоваться так же, как Западная - а вдруг туда случайно зайдет кто-то, кто принадлежит к колену коэнов, да и вообще дискриминация выходит...). По еврейским заповедям ни одна святыня, будь то храм или место погребения, пусть и принадлежащее врагу, не может быть уничтожена.
Сказано-сделано, и вот на всем протяжении Восточной стены бывшего Храма раскинулось мусульманское кладбище:











Идея создания кладбища приписывается знаменитому калифу Гаруну аль-Рашиду, а начало оно создаваться примерно в Х веке. И первыми были на нем похоронены 40 лучших арабских воинов, в том числе сюда были перенесены останки двух друзей Магомета - Убады бен Самеда и Ауса бен Сеадека. Арабское предание гласит, что они там лежат с VII века. Или, что, на худой конец, Гарун аль-Рашид их перенес туда в конце VIII-начале IX вв. Их усыпальница - тоже мусульманская святыня.



Еще куски римских колонн, вмурованные в стену:



Ну и наконец мы дошли до цели первой части нашей экскурсии - шаар а-Рахамим, по-арабски абуаб эль-Рахма (Врата милосердия), которые крестоносцы ошибочно окрестили Золотыми:







В наше время Золотые (или Восточные) ворота (Шаар а-Заав или Баб эль Рахмех) являются одной из башен в восточной части системы фортификационных сооружений, выстроенных между 1536-1539 годами по повелению султана Сулеймана Великолепного. Назначение этой фортификационной системы заключалась в том, чтобы предохранить жителей Иерусалима (как мусульман, так и "неверных") от нашествий соседей - банд бедуинов.
С внешней стороны Золотые ворота представляют из себя двойную арку, обильно украшенную орнаментом. По легенде, это - остатки предыдущих ворот, которые некогда вели во внутреннее пространство города-крепости Элия Капитолина, отстроенного римлянами на развалинах еврейского Иерусалима. Некогда сразу за этими воротами начиналась одна из центральных улиц города-крепости, проходившая с Востока на Запад. Со времени принятия христианства в качестве официальной религии Византийской империи и превращения Иерусалима в центр паломничества христиан, эта дорога должна была вести прямиком к храму гроба Господня.
Каждая из арок имела собственное название - северная называлась "Воротами Ответа (Раскаяния)", по-арабски баб а-Тауба, а южная - "Воротами Милосердия", баб а-Рахма.
На фасаде ворот хорошо видно четыре рамки, в которые Сулейман хотел вставить традиционные славословия (какие есть на других воротах), но не успел... А "самодельная" средневековая надпись на одном из блоков ворот таки была. На иврите. Из серии "здесь был Вася": "Авраам бар Лулиана хазак". Надпись была зарисована и опубликована в 1908 году. Ныне от нее не осталось и следа...

Как видно на плане, во времена Храма здесь также были ворота, но совсем не торжественные и не большие. Через них Первосвященник выводил священную красную корову, чтобы затем сжечь ее на Масличной горе. Во времена Храма пепел этого животного редчайшей масти использовали для ритуального очищения после контакта с мертвым телом, перед посещением Храма, а также перед принесением пасхальной жертвы.
Из этих же ворот Первосвященник выпускал в Судный день козла отпущения (или его просто сбрасывали со стены), а потом гнали к Мертвому морю.
Ну а самое главное, в соответствии с пророчеством именно через эти ворота, с Масличной горы, в Иерусалим войдет Машиах.
Собственно христиане считают, что он уже и так через них вошел - Иисус Христос и направился в Храм. Это выглядит тем более странным, что с восточной стороны в Храм был "служебный" вход, а все не коэны или левиты могли зайти только через ворота Хульды.
Насчет того, почему ворота были замурованы тоже существует много легенд. По одной из них, в тот момент, когда Храмовую гору покинула Шахина (Божественное присутствие), ворота замуровались сами собой и откроются (опять же сами собой) только с приходом Машиаха. Такая версия основывается на пророчестве: "И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены" /Иезекиль.44:2/.
Вторая легенда гласит, что византийский император Ираклий (610-641)  после победы, одержанной над мусульманами в 629 г., тоже попытался войти через эти ворота, но они пред ним захлопнулись. И Господь сказал ему, что Иисус, вошедший через них раньше, пришел нищим, ну а Ираклий, само собой, таковым не был. С тех пор ворота и закрыты.
Но из исторических источников известно, что еще в XII веке эти ворота были открыты и функционировали, а вплоть до XIV века к ним приходили молиться евреи. Была даже специальная молитва, которую следовало прочесть у Золотых ворот.
Ну и наконец самая достоверная версия гласит, что ворота были замурованы спустя сто лет после их постройки мусульманами (турками), которые, очевидно, верят больше Танаху, чем Евангелиям, и постарались таким образом предотвратить приход Машиаха.

Напротив ворот нашим взорам открывались великолепные виды на Кедронскую долину и могилы праотцев:





На Масличную гору с церквями "Всех Наций":





И "Марии Магдалины":





И с францисканской церковью "Доминус Флевит":



А также на гору Скопус с Еврейским университетом:



И в заключении пара панорам Масличной горы, обе кликабельны:





UPD: Некоторые исправления внесены по результатам отловленных нашим замечательным экскурсоводом m_k блох. :))
Tags: Иерусалим
Subscribe

  • К вопросу о возрождении болот.

    Я уже рассказывала о кибуце Кфар-Масарик, который в 1938г. получил от ЕНФ (Еврейского национального фонда) в качестве места для жизни кусок болота…

  • Горчица

    Давненько я не заглядывала в ЖЖ, но сегодня хочу задать вам вопрос: любите ли вы горчицу с хреном? Пролетели дни Песаха. Хрена мы отведали на…

  • Шомрон, начало ноября.

    Это безвременник Стевена (סתוונית היורה Colchicum stevenii). Необыкновенно трогательное растение, которое украшает собой голую землю поздней…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments